Главная » Статьи » Мои статьи |
«Что за прелесть эти сказки!» - восклицал А.С. Пушкин. Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку…», и ребёнок тут же подбежит к вам и приготовится вас слушать. В каждой сказке есть мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придётся столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте вопросы ребёнку и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берите какую-то сказку, и – кто больше советов найдёт? Берите какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовёт, где он встречается? Одна мама рассказывала, как её дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице её девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у неё то совочек, то ведёрко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Зайкина избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя. Когда малышка вышла во двор к песочнице и снова стали толкать, она завизжала прямо в уши своим обидчикам изо всех сил. Больше на неё не нападали. Вот так сказка помогла. Читать сказку нужно так, чтобы ребёнок сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу. Сказка помогает формировать речь ребёнка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям. Если сказка рядом, то ребёнок стремится стать лучше, учится понимать и любить всё живое, познаёт окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать. Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познание и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращённые к сердцу, ребёнок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстаёт в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. Ребёнок, услышав и представив сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе. Сказки ни в коем случае нельзя рассматривать только приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребёнка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребёнку полезно послушать сказку «Сказка о рыбаке и рыбке», «Два жадных медвежонка»; пугливому и робкому «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино»; капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей. Не случайно сегодня сказки используются и
педагогами, и психологами, и логопедами. Что, как не сказка, позволяет ребенку,
да и взрослому пофантазировать? Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я
сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не
только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? В сказках поднимаются важные для детского
мировосприятия проблемы. В "Золушке",например, говорится о
соперничестве между сестрами. В сказке о Гензеле и Гретель основная тема -
боязнь быть покинутым. "Мальчик-с-пальчик" рассказывает о беззащитности
маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами и
мощью. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность,
смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят
ребенку, что мир - очень сложная штука. Но самое главное, чему учат сказки
ребенка - что если человек не сдается, даже когда положение кажется
безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, он, в конце
концов, обязательно победит. Однако каждый ребенок постоянно сталкивается
с конкретными проблемами, подчас требующими прагматичного решения, приносящего
облегчение "на месте". Именно здесь нам помогут сказочные истории,
написанные специально для детей и ориентированные на конкретные проблемы. Эти
истории помогут детям найти выход из сложных ситуаций, с честью выдержать любые
удары судьбы и быть благодарными взрослым за понимание. Такие специальные
терапевтические истории имеют определенную направленность и рассказывают об
определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. Также
в них описываются чувства, возникающие у ребенка. Чтение таких сказок рождают у ребенка
ощущение, что вы его понимаете, что вас интересуют его проблемы и вы готовы
оказать посильную помощь. Также в результате работы с "помогающими"
историями у детей формируется "механизм самопомощи". Они усваивают
такой подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом и ты
их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности". Использование таких сказок позволяет
воспитателям ненавязчиво и с интересом
для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают
возможность заниматься коррекционной работой с конфликтными, тревожными детьми,
с детьми с завышенной или, наоборот, заниженной самооценкой, эгоцентричными, а
также неуверенными в себе детям. А также дает возможность решать проблемы,
связанные с общением, возникающие у большинства детей. Сказкатерапия – это воспитание и лечение
сказкой. Сказка учит детей не только переживать, радоваться, сочувствовать, грустить,
но и побуждать к речевому контакту. К методу сказкатерапии тяготеют не только
детские дошкольные учреждения и школы, но и
центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами развития. У маленьких детей сильно развит процесс эмоционального
объединения себя с другим человеком, персонажем. Поэтому, воспринимая сказку,
ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем; с одной стороны
ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения
возникших конфликтов. Специалисты утверждают, что в процессе восприятия
сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета,
а правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Основные приемы работы со
сказкой: 1. Анализ сказок. Цель — осознание, интерпретация
того, что стоит за сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведение героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. При
этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как вы думаете, о чем эта
сказка?», «Кто из героев больше всего понравился и почему?», «Почему герой
совершил те или иные поступки?», «Что произошло бы с героями, если они не
совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?». 2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать
такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Процедура состоит в
следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого
или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других
действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как Сказку
о колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте
попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги». 3. Передумывание сказок. Переписывание и дописывание
авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится
сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и так далее.
Передумывая сказку, дописывая свой конец, или вставляя, необходимые ему
персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему
состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет
освободиться ему от внутреннего напряжения — в этом заключается
психокоррекционный смысл передумывания сказки. 4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с
куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на
поведение куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и
делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет
совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которых обычно ребенок по
каким-то причинам не может себе позволить проявлять. 5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть
определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме
(семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в
путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает
препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. В старшем дошкольном
возрасте можно порекомендовать следующие сказки: 1. «Лиса и Котофей Иванович» — русская народная
сказка; 2. «Елена Премудрая» — русская народная сказка; 3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» —
А.С. Пушкин; 4. «Сказка о попе и о работнике его Балде» — А.С.
Пушкин; 5. «Умная внучка» — Л.Н. Толстой; 6. «Умная дочь крестьянская» — Братья Гримм. Все эти сказки несут в себе большой потенциал
положительных нравственных поучений. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и
проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор,
любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом: все
это «закодировано» в образах сказки. Будьте внимательны к тому, кто попал в
беду, не пройдите мимо и помогите ему. За добро отплачивают добром. Этому учат
сказки. Вознаграждения и уважения достоин человек, который хочет трудиться, а
ленивый и злой сам себя наказывает — об этом повествует «Сказка о Попе и о
работнике его Балде». Не будет счастлив тот человек, который другим желает
несчастья и смерти — этому учат сказки: «Дрозд Еремеевич», сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях». О том, как важны в жизни взаимовыручка и поддержка
— рассказывается в сказках: «Лиса и Котофей Иванович», «Елена Премудрая»,
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Умная дочь крестьянская». Сказки
показывают, что безвыходных ситуаций не бывает, выход всегда есть – надо только
его поискать. А еще, походы в «сказочный» мир разовьют воображение ребенка,
научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное
умение использовать для решения проблем волшебную силу творчеств. Педагог-психолог Щербинина О.В. | |
Просмотров: 1481 | |
Всего комментариев: 0 | |