Главная » Статьи » Мои статьи |
КАК ПОМОЧЬ
РЕБЕНКУ ВЫРАЗИТЬ СЕБЯ ЧЕРЕЗ ЖИВОПИСЬ? Что
надо, чтобы дети могли почувствовать цвет, поиграть с ним и насладиться его
красотой? Так чувствуют и наслаждаются игрой - водой, песком, камешками,
деревяшками... Задача взрослых в этом занятии: дать возможность ИГРАТЬ С
ЦВЕТОМ, ЗАЗВУЧАТЬ ЕМУ, обеспечить восприятие во всей полноте. В чем же дело?
Зачем так все усложнять, зачем какие-то процедуры? Дадим детям краски - вот
пусть и знакомятся! — Но чтобы с чем-то играть и знакомится, надо: — чтобы
цвет был податлив, изменчив, слушался, был прозрачен, красив, дышал и
переливался; — чтобы
кисточка была "по руке", чувствовала бумагу волосом, а не скребла
железкой; — чтобы
краски можно было легко взять, а не выковыривать их из крохотных (и уже
грязных) кюветочек. И вобще, в таком количестве красок можно
голову потерять... Их СЛИШКОМ МНОГО, и нет в них какого-то ясного порядка... Те
материалы, которые получают обычно дети для рисования, СОВЕРШЕННО НЕ ПОДХОДЯТ.
Они настолько же отличаются от того, что надо ребенку, как пластмассовый
молоток — от настоящего. Гвоздя им не забьешь. Вы видели хоть одного серьезного
мастера, который работал бы таким набором? Набор для учебы не пригоден: — сухой
лист в альбоме сразу же коробится, создает неприятное ощущение. Бумага в таких
альбомах низкого качества, и при попытке что-то поправить быстро размокает,
раскисает до дыр, верхний слой задирается; —
тонкая МЯГКАЯ кисточка не позволяет хорошо ощутить, ПРУЖИНИСТО почувствовать
основу поверхности, быстро махрится, и начинает ездить железкой по бумаге; — время
от времени бывает нужно накладывать большие плоскости цвета — небо, вода...
(Они-то и есть самые красивые... Так хочется ярко, сочно это сделать! Пылание
заката, голубизну небес... Переливы зелени. Но тут совсем беда: на мягкую
кисточку из жестких красок-таблеток цвет или никак не наберешь, или, наоборот,
если краски размокнут — попадает куском! И на более-менее большой плоскости
равномерно или с красивым переходом цвет наложить никак не удается. А тут еще
бумага капризничает — то слишком сухая — и у мазков остаются жесткие края,
краска ложится неравномерно, пятнами; то перемочишь — и все плывет на соседние,
уже нарисованные части рисунка, — грязь, гадость... Не нравится мне рисовать!
Нет у меня способностей! Материалы,
которые обычно получают дети, СЛИШКОМ ВЗРОСЛЫЕ, да еще и второго сорта! Они НЕ
ПРИГОДНЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ: ЖЕСТКИ, СУХИ, СКОВЫВАЮТ ВНИМАНИЕ И ДВИЖЕНИЕ, МАЛЫ ПО
РАЗМЕРАМ (требуют предельной аккуратности, точности и концентрации, не
допускают поправок). Чтобы пользоваться ими, надо УЖЕ БЫТЬ
МАСТЕРОМ. Уметь танцевать на канате. Они требуют СЛОЖНЫХ ТЕХНИК РАБОТЫ,
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. Взрослые обычно фиксированы на предмет и сюжет —
"ЧТО ТЫ НАРИСОВАЛ?" — спрашивают они. Можно
ответить — я рисовал не что-то, а КАК живет и дышит цвет. Вот здесь цвету
светло и просторно, а здесь он гуще, и оттого становится тепло и уютно. Здесь
цвет плотнее, а там - прозрачнее: стало свежо и прохладно. Для этой работы
краска должна быть ПРОЗРАЧНОЙ, жидкой, легко поддаваться разведению и сгущению.
Подойдет акварельная, ЗАРАНЕЕ не слишком жидко разведенная в чашечке. И не
подойдет плотная, кроющая — гуашь. Такая
"кухня" цвета дает "распробовать", и подняться над
штампованым бескультурием "елочек" и "цветочков" гос.
садика и "уроков рисования" начальной школы. Насаждается ложный метод
— "рисование" — малевание условными, шаблонными цветами: зеленая
травка, голубая водичка... Душа чахнет, восприятие схематизируется. Живопись —
это не раскрашенные в "НУЖНЫЕ" цвета контуры предметов! К творчеству
отношения все это "обучение" не имеет. Это — сбор средств за
пребывание в кружках, а на деле — натаскивание на стандарт. Сколько
детей ходило в кружки, чтобы сказать: Я БОЛЬШЕ НЕ ПОЙДУ. И навсегда отложить
краски, решив: Я БЕЗДАРЕН. И жить с этим обманом в душе. Мне возразят, скажут —
в студиях есть результаты! — КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, давайте смотреть точнее! Много
ли вы знаете значительных художников современности? Вышедших из наших учебных
заведений? В Италии, в 14-15 веке еще не было кружков и детских садов, где так
учили. Учили С РУК, и сначала УЧЕНИК просто ТЕР КРАСКИ! Знакомился с цветом...
СОТНИ живописцев родилось в этих школах, тысячи картин вышло из их рук... В чем
же здесь дело? Зачем так все усложнять, зачем такие процедуры? Дадим детям
краски — вот пусть и знакомятся! Представьте: вы приводите ребенка 2-4 лет на
кухню, и распахнув шкафы, говорите: "Вот еда: мука, зерно, макароны, яйца,
тесто. Знакомься со всем этим, пеки пироги, торты, вари себе суп — и кушай на
здоровье! Твори, проявляй свою детскую фантазию!" — а потом
разворачиваетесь и уходите заниматься своими делами. Не страшно? Но именно так
поступают с живописью! Ребенку еще нужно молоко и кашка, а ему дают жесткие,
кроющие резко-формообразующие материалы, кричащие цвета, острые линии... А.
Гуашь, столь любимая всеми "творчесткими детскими мастерскими" —
Материал густой, плотный, кроющий, цвет константный, не поддается изменению
прозрачности. Высветление тонов по технологии достигается не водой, а с помощью
добавления белил, что требует практики и головного рассчета. На листе образует
сразу же густые мазки, резко сформированные по контуру. Материал по назначению — ДЕКОРАТИВНЫЙ и
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ, ПЛАКАТНЫЙ, КРАЙНЕ ВЗРОСЛЫЙ. Подразумевает ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ
ЭСКИЗ — ЧЕТКО ПРОДУМАННУЮ В ГОЛОВЕ композицию, рассчет и сноровку в работе.
Импровизация затруднена из-за изрядного сопротивления материала. Б.
Фломастеры цветные. Опять же, материал, дающий остро-контрастную, жесткую и
очень однородную по характеру линию, не реагирующую на нажим руки. Как правило,
кричаще-яркого цвета, что бьет по восприятию и притупляет чувство цвета,
ослепляя, как электросварка... И то и другое — и ядовитость оттенков, и жесткий
контраст, и острота линий — не соответствует конституции маленького ребенка и
мешают прочувствовать цвет. При желании все же окрасить плоскость
фломастером в один цвет приходится долго штриховать тонкой линией, начинается
шир-шир, «побыстрей». Это рождает нервозно-хаотические «клубки» линий, так и не
покрывающие толком плоскость. Вы пробовали покрасить шариковой ручкой целый
лист бумаги? Тяжкое занятие. То же испытывает и ребенок. Цвет не удается толком
пережить, он только «обозначается» — «как бы цвет: вот здесь должен быть как бы
красный, вот линии, которые красные, будем считать, что это везде красный».
Подмена восприятия представлением о нем, УСЛОВНОСТЬ жизни. «Как бы цвет, как бы
нарисован, — типа цвет, типа рисуем, типа готово…» Резкий
очерк линии фломастера бескомпромиссно требует СРАЗУ ЖЕ чрезвычайной точности и
контроля движений, — как при работе ножом или скальпелем. Малейшая ошибка
оставляет четкий след, поправить или уточнить который почти невозможно. С
другой стороны, фломастер, почти не реагирует на силу нажатия изменением
толщины линии. Это приводит к характерному "чирканию" линиями и
"клешневому", жестко-судорожному захвату фломастера всей кистью руки,
а не кончиками пальцев. Тонкая моторика сменяется однообразным, судорожным
напряжением. Что прямо-таки калечит еще находящуюся в процессе роста кисть,
также блокируя формирование тонкой моторики руки — а, значит, и мозга. (О роли
тонкой моторики в формировании нервной системы написано достаточно). В.
Набор 8-12 сухих акварельных красок в одной коробочке, в комплекте с тонкой
мягкой кисточкой, простым карандашом, ластиком и альбомом для рисования. — Самые
главные пыточные инструменты урока рисования, способные полностью отбить охоту,
показав тебе ВСЮ ПОЛНУЮ БЕЗДАРНОСТЬ и НЕСПОСОБНОСТЬ СОЗДАТЬ что-то настоящее...
ТЫ И ЕСТЬ МАЛЕНЬКИЙ ИДИОТ, и ты еще не убедился в этом? ТЫ НЕ УМЕЕШЬ РИСОВАТЬ! МАТЕРИАЛЫ,
КОТОРЫЕ ПОЛУЧАЮТ ДЕТИ, НЕ ПРИГОДНЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ: ЭТО — ОЧЕНЬ ПЛОХИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
МАТЕРИАЛЫ, это эрзацы материалов, предназначенных для специалистов, прошедших
профессиональную школу. Они жестки, сухи, сковывают внимание и
движение, листы обычно малы по размерам, требуют мелкоты и предельной ловкости
рук, краски (гуашь, или сухая, в кюветах акварель) подразумевают чрезвычайно
сложную технику обращения, требуют предельной аккуратности, точности и
концентрации, не допускают поправок. Они требуют при использовании знания
неочевидных и сложных мастерских приемов и техник работы, специальной
подготовки. Вместо
этого мучения надо начинать с другого, только сначала вам нужно сделать все
самим, не один раз, и научиться САМИМ ПОЛУЧАТЬ ОТ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ С КРАСКАМИ
УДОВОЛЬСТВИЕ. А не заставлять его получать детей, что часто
бывает — на, милый насладись новой методикой! Ибо «НЕЛЬЗЯ ДАТЬ ТОГО, ЧЕГО У
ТЕБЯ НЕТ».
ХАЛЧЕВА ЕЛИЗАВЕТА,
воспитатель группы №2 | |
Просмотров: 410 | |
Всего комментариев: 0 | |