Главная » Статьи » Мои статьи

Живопись



КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ВЫРАЗИТЬ СЕБЯ ЧЕРЕЗ ЖИВОПИСЬ?


Что надо, чтобы дети могли почувствовать цвет, поиграть с ним и насладиться его красотой? Так чувствуют и наслаждаются игрой - водой, песком, камешками, деревяшками... Задача взрослых в этом занятии: дать возможность ИГРАТЬ С ЦВЕТОМ, ЗАЗВУЧАТЬ ЕМУ, обеспечить восприятие во всей полноте. В чем же дело? Зачем так все усложнять, зачем какие-то процедуры? Дадим детям краски - вот пусть и знакомятся! — Но чтобы с чем-то играть и знакомится, надо: 

— чтобы цвет был податлив, изменчив, слушался, был прозрачен, красив, дышал и переливался; 

— чтобы кисточка была "по руке", чувствовала бумагу волосом, а не скребла железкой; 

— чтобы краски можно было легко взять, а не выковыривать их из крохотных (и уже грязных) кюветочек. 

 И вобще, в таком количестве красок можно голову потерять... Их СЛИШКОМ МНОГО, и нет в них какого-то ясного порядка...

Те материалы, которые получают обычно дети для рисования, СОВЕРШЕННО НЕ ПОДХОДЯТ. Они настолько же отличаются от того, что надо ребенку, как пластмассовый молоток — от настоящего. Гвоздя им не забьешь. Вы видели хоть одного серьезного мастера, который работал бы таким набором? Набор для учебы не пригоден: 

— сухой лист в альбоме сразу же коробится, создает неприятное ощущение. Бумага в таких альбомах низкого качества, и при попытке что-то поправить быстро размокает, раскисает до дыр, верхний слой задирается; 

— тонкая МЯГКАЯ кисточка не позволяет хорошо ощутить, ПРУЖИНИСТО почувствовать основу поверхности, быстро махрится, и начинает ездить железкой по бумаге; 

— время от времени бывает нужно накладывать большие плоскости цвета — небо, вода... (Они-то и есть самые красивые... Так хочется ярко, сочно это сделать! Пылание заката, голубизну небес... Переливы зелени. Но тут совсем беда: на мягкую кисточку из жестких красок-таблеток цвет или никак не наберешь, или, наоборот, если краски размокнут — попадает куском! И на более-менее большой плоскости равномерно или с красивым переходом цвет наложить никак не удается. А тут еще бумага капризничает — то слишком сухая — и у мазков остаются жесткие края, краска ложится неравномерно, пятнами; то перемочишь — и все плывет на соседние, уже нарисованные части рисунка, — грязь, гадость... Не нравится мне рисовать! Нет у меня способностей!

Материалы, которые обычно получают дети, СЛИШКОМ ВЗРОСЛЫЕ, да еще и второго сорта! Они НЕ ПРИГОДНЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ: ЖЕСТКИ, СУХИ, СКОВЫВАЮТ ВНИМАНИЕ И ДВИЖЕНИЕ, МАЛЫ ПО РАЗМЕРАМ (требуют предельной аккуратности, точности и концентрации, не допускают поправок). 

 Чтобы пользоваться ими, надо УЖЕ БЫТЬ МАСТЕРОМ. Уметь танцевать на канате. Они требуют СЛОЖНЫХ ТЕХНИК РАБОТЫ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. Взрослые обычно фиксированы на предмет и сюжет — "ЧТО ТЫ НАРИСОВАЛ?" — спрашивают они.

Можно ответить — я рисовал не что-то, а КАК живет и дышит цвет. Вот здесь цвету светло и просторно, а здесь он гуще, и оттого становится тепло и уютно. Здесь цвет плотнее, а там - прозрачнее: стало свежо и прохладно. Для этой работы краска должна быть ПРОЗРАЧНОЙ, жидкой, легко поддаваться разведению и сгущению. Подойдет акварельная, ЗАРАНЕЕ не слишком жидко разведенная в чашечке. И не подойдет плотная, кроющая — гуашь.

Такая "кухня" цвета дает "распробовать", и подняться над штампованым бескультурием "елочек" и "цветочков" гос. садика и "уроков рисования" начальной школы. Насаждается ложный метод — "рисование" — малевание условными, шаблонными цветами: зеленая травка, голубая водичка... Душа чахнет, восприятие схематизируется. Живопись — это не раскрашенные в "НУЖНЫЕ" цвета контуры предметов! К творчеству отношения все это "обучение" не имеет. Это — сбор средств за пребывание в кружках, а на деле — натаскивание на стандарт.

Сколько детей ходило в кружки, чтобы сказать: Я БОЛЬШЕ НЕ ПОЙДУ. И навсегда отложить краски, решив: Я БЕЗДАРЕН. И жить с этим обманом в душе. Мне возразят, скажут — в студиях есть результаты! — КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, давайте смотреть точнее! Много ли вы знаете значительных художников современности? Вышедших из наших учебных заведений? В Италии, в 14-15 веке еще не было кружков и детских садов, где так учили. Учили С РУК, и сначала УЧЕНИК просто ТЕР КРАСКИ! Знакомился с цветом... СОТНИ живописцев родилось в этих школах, тысячи картин вышло из их рук...

В чем же здесь дело? Зачем так все усложнять, зачем такие процедуры? Дадим детям краски — вот пусть и знакомятся! Представьте: вы приводите ребенка 2-4 лет на кухню, и распахнув шкафы, говорите: "Вот еда: мука, зерно, макароны, яйца, тесто. Знакомься со всем этим, пеки пироги, торты, вари себе суп — и кушай на здоровье! Твори, проявляй свою детскую фантазию!" — а потом разворачиваетесь и уходите заниматься своими делами. Не страшно? Но именно так поступают с живописью! Ребенку еще нужно молоко и кашка, а ему дают жесткие, кроющие резко-формообразующие материалы, кричащие цвета, острые линии...

А. Гуашь, столь любимая всеми "творчесткими детскими мастерскими" — Материал густой, плотный, кроющий, цвет константный, не поддается изменению прозрачности. Высветление тонов по технологии достигается не водой, а с помощью добавления белил, что требует практики и головного рассчета. На листе образует сразу же густые мазки, резко сформированные по контуру. 

 Материал по назначению — ДЕКОРАТИВНЫЙ и ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ, ПЛАКАТНЫЙ, КРАЙНЕ ВЗРОСЛЫЙ. Подразумевает ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭСКИЗ — ЧЕТКО ПРОДУМАННУЮ В ГОЛОВЕ композицию, рассчет и сноровку в работе. Импровизация затруднена из-за изрядного сопротивления материала.

Б. Фломастеры цветные. Опять же, материал, дающий остро-контрастную, жесткую и очень однородную по характеру линию, не реагирующую на нажим руки. Как правило, кричаще-яркого цвета, что бьет по восприятию и притупляет чувство цвета, ослепляя, как электросварка... И то и другое — и ядовитость оттенков, и жесткий контраст, и острота линий — не соответствует конституции маленького ребенка и мешают прочувствовать цвет. 

 При желании все же окрасить плоскость фломастером в один цвет приходится долго штриховать тонкой линией, начинается шир-шир, «побыстрей». Это рождает нервозно-хаотические «клубки» линий, так и не покрывающие толком плоскость. Вы пробовали покрасить шариковой ручкой целый лист бумаги? Тяжкое занятие. То же испытывает и ребенок. Цвет не удается толком пережить, он только «обозначается» — «как бы цвет: вот здесь должен быть как бы красный, вот линии, которые красные, будем считать, что это везде красный». Подмена восприятия представлением о нем, УСЛОВНОСТЬ жизни. «Как бы цвет, как бы нарисован, — типа цвет, типа рисуем, типа готово…» 

Резкий очерк линии фломастера бескомпромиссно требует СРАЗУ ЖЕ чрезвычайной точности и контроля движений, — как при работе ножом или скальпелем. Малейшая ошибка оставляет четкий след, поправить или уточнить который почти невозможно.

С другой стороны, фломастер, почти не реагирует на силу нажатия изменением толщины линии. Это приводит к характерному "чирканию" линиями и "клешневому", жестко-судорожному захвату фломастера всей кистью руки, а не кончиками пальцев. Тонкая моторика сменяется однообразным, судорожным напряжением. Что прямо-таки калечит еще находящуюся в процессе роста кисть, также блокируя формирование тонкой моторики руки — а, значит, и мозга. (О роли тонкой моторики в формировании нервной системы написано достаточно). 

В. Набор 8-12 сухих акварельных красок в одной коробочке, в комплекте с тонкой мягкой кисточкой, простым карандашом, ластиком и альбомом для рисования.

— Самые главные пыточные инструменты урока рисования, способные полностью отбить охоту, показав тебе ВСЮ ПОЛНУЮ БЕЗДАРНОСТЬ и НЕСПОСОБНОСТЬ СОЗДАТЬ что-то настоящее... ТЫ И ЕСТЬ МАЛЕНЬКИЙ ИДИОТ, и ты еще не убедился в этом? ТЫ НЕ УМЕЕШЬ РИСОВАТЬ! 

МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАЮТ ДЕТИ, НЕ ПРИГОДНЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ: ЭТО — ОЧЕНЬ ПЛОХИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МАТЕРИАЛЫ, это эрзацы материалов, предназначенных для специалистов, прошедших профессиональную школу.

 Они жестки, сухи, сковывают внимание и движение, листы обычно малы по размерам, требуют мелкоты и предельной ловкости рук, краски (гуашь, или сухая, в кюветах акварель) подразумевают чрезвычайно сложную технику обращения, требуют предельной аккуратности, точности и концентрации, не допускают поправок.

 Они требуют при использовании знания неочевидных и сложных мастерских приемов и техник работы, специальной подготовки.

Вместо этого мучения надо начинать с другого, только сначала вам нужно сделать все самим, не один раз, и научиться САМИМ ПОЛУЧАТЬ ОТ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ С КРАСКАМИ УДОВОЛЬСТВИЕ.

 А не заставлять его получать детей, что часто бывает — на, милый насладись новой методикой! Ибо «НЕЛЬЗЯ ДАТЬ ТОГО, ЧЕГО У ТЕБЯ НЕТ».

 

                                                                             

  ХАЛЧЕВА ЕЛИЗАВЕТА, воспитатель группы №2

Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (29.10.2013)
Просмотров: 410 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: